Первая программа

Содержание страницыСтрокаПараметры командыЧисловой тип и автоматическое преобразование в строковой типВычисленияОтладка программыПеременные. Операция присваивания Запустите Блокнот….


Первая программа

Запустите Блокнот. Наберите в редакторе следующий текст

<script>
alert ("Hello, World!");
</script>

Сохраните файл на Рабочий стол под названием 1.html. Расширение .html необходимо, чтобы данный файл открывался в браузере. Теперь запустите этот файл, щелкнув по нему мышкой два раза.
Если вы все сделали правильно, то у вас запустится ваш браузер и появится следующее окошко.

Hello, World

Вид окна может отличаться в разных версиях браузера. На курсе мы, как правило, используем браузер Chrome, хотя вы можете использовать браузер, к которому вы больше привыкли.

Это простая программа знакомит вас тремя понятиями:

  • теги;
  • строка;
  • команда языка программирования;
  • параметры команды.

Теги​ ​<​script​></ ​script​> ​не относятся к языку JavaScript. Это указание браузеру, что внутри них
заключена программа, которую следует выполнить. Про теги мы поговорим попозже.

Строка

Любая последовательность символов заключенная в двойные кавычки является строкой в JavaScript. Строка — это одна из разновидностей данных, с которыми умеет обращаться язык JavaScript.

В дальнейшем мы познакомимся с другими типами данных.

Слово alert это команда, которая заставляет браузер выводить окошко с кнопкой OK и текстом, который мы указали в скобках.

Параметры команды

У команд бывают параметры, с помощью которых мы сообщаем, как они должны работать. Описание команды alert выглядит так:

alert​(​message​:​string)

мessage — это подсказка программисту, что alert может обработать текст сообщения, а string — это подсказка программисту, что это сообщение должно быть строкой. Учтите, что это описание команды alert. При использовании команды мы в скобки просто передаем строку, не указывая его тип. В конце строки можно поставить точку с запятой, но она не является обязательной.

Числовой тип и автоматическое преобразование в строковой тип

Теперь давайте изменим нашу программу следующим образом:

<​script​>
​alert ​(​2016 ​);
</​script​>

Эта программа выведет на экран число 2016. Но ведь 2016 не является строкой, скажете вы и будете правы. 2016 — это число и относится к числовому типу данных. Тогда почему alert вывел 2016 на экран, хотя в его описании указывается, что он выводит строковой тип данных?

Дело в том, что JavaScript автоматически преобразовал 2016 в строковой тип. Чтобы в этом разобраться, нужно изучить, как компьютер хранит в памяти различные данные. Познакомиться с двоичным кодированием. Пока достаточно понять, что при необходимости JavaScript автоматически преобразовывает данные из одного типа данных в другой.

Вычисления

Измените программу, поместив в скобки alert арифметическое выражение:

<​script​>
​alert ​(​2 ​+ ​2 ​* ​2​);
</​script​>

Сохраните и посмотрите результат в браузере

aertКак вы и ожидали, прежде, чем вывести результат на экран, компьютер вычислил выражение в скобках, преобразовал результат в текст и выполнил команду alert. Компьютер достаточно умен, чтобы понимать, какую операцию выполнять в первую очередь. Если нужно изменить приоритет операции, то используйте скобки, например: alert((2+2)*2).

Полезно понять, что для вычисления компьютер анализирует программу и сохраняет числа в оперативной памяти, каждое число в своей ячейке. Для вычисления числа передаются в процессор, где складываются (умножаются, вычитаются, делятся…), и результат помещается обратно в оперативную память. Процесс вычисления 2+2 схематически показан на рисунке ниже.

процесс вычисленияОтладка программы

Удалите в предыдущей программе в команде alert какую-нибудь букву. Запустите программу.

<​script​>
aert( ​2 ​+ ​2 ​* ​2​);
</​script​>

В этом случае программа не запустится, так как она написана с ошибкой. В браузерах есть специальные инструменты, которые помогают программистам искать ошибки в программах. В браузере Chrome выберите Дополнительно-Инструменты разработчика и щелкните на вкладке Console (или нажмите Ctrl+Shift+I и перейдите на вкладку Console).

окно меню

consoleЕсли программа написана с ошибкой, то в консоли выводится сообщение о том, в какой строчке допущена ошибка и описание ошибки. Начинающим программистам описание ошибки может и не поможет, но хотя бы увидите, к какой строке нужно присмотреться. Исправьте ошибку, сохраните программу и перезагрузите страницу в браузере.

Переменные. Операция присваивания

Наберите и запустите следующую программу

<​script​>
​var ​a = ​2 ​;
​var ​b = ​2 ​;
​var ​c = ​a + ​b;
​alert ​(​c);
</​script​>

В общем-то, ничего особенного не произошло. Программа вывела на экран сумму двух чисел. Но теперь для хранения чисел используются переменные. Переменные нужны для хранения изменяющихся данных.
переменныеНа самом деле переменные это именованные адреса ячеек, то есть, обращаясь к переменной ​a, мы обращаемся к ячейке в памяти компьютера, и написав команду a=2, мы указываем компьютеру, что хотим положить в ячейку, с которой связана переменная ​a, значение 2. Первые программисты были настолько суровы, что писали программы без использования переменных.

Для изменения значения переменной используется операция присваивания​, которая в JavaScript обозначается знаком равенство (=). Несмотря на свой незамысловатый вид, это одна из самых важных операций в программировании, поэтому важно понимать что происходит, когда вы ее используете.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности